воскресенье, 10 февраля 2013 г.

кавказ экспедиция на квадроциклах стелс

Северо-Кавказская археологическая экспедиция ГИМ Александр МОШИНСКИЙ, кандидат исторических наук, начальник Северо-Кавказской археологической экспедиции ГИМ Северо-Кавказская археологическая экспедиция Государственног

«Снова в лагерь ринулись коровы! Что же делать с этим нам зверьем? Всюду гадят подлые уроды! Вот возьмем им ноги перебьем, чтоб они не портили природу!» этот стишок, сочиненный одним из участников экспедиции, был чем-то вроде боевого клича. И враг был вначале остановлен, а потом с позором изгнан из окрестностей лагеря. Вот уж действительно романтика.

А утром мы уезжали. Было холодно, дул сильный, пробирающий до костей ветер. Перед самым отъездом, когда уже все партии разошлись по раскопам, нам довелось столкнуться с настоящим бичом археологов с коровами. Эти на вид безобидные и, по сути, полезные животные оказались форменными вандалами, засыпающими раскопы, срывающими палатки и повсюду оставляющими следы своей жизнедеятельности.

Ну а потом был ужин с тушенкой и дигорскими фруктами****, шашлык под ночным небом и проливным дождем, замечательные песни археологов. Романтика!!!

А потом нам показали каменного идола, посетовав при этом, что он упал и к тому же лицом вниз. Быстро решив, что негоже истукану так лежать, мы предложили с помощью лебедки поставить его на место. Начальник, поразмыслив и проанализировав техническую сторону решения проблемы, согласился. Но все оказалось не так просто. это ведь не подъемный кран, и идол, несмотря на все наши усилия и двойные стропы, наотрез отказывался становиться как надо. В результате мы уже было смирились, что он стоит на голове и задом наперед, но потом вновь принялись за дело. В какой-то момент наш энтузиазм начал уже грозить сохранности каменной кладки древнего поселения, но идол вдруг успокоился и встал с головы на ноги. Все остались довольны: идол водружением на старое место, Начальник тем, что все осталось цело, мы что наша справилась даже с древним истуканом. Когда мы вернулись в лагерь, там царило радостное оживление некрофилы**, раскапывающие могильник недалеко от лагеря, наконец нашли клиента***.

По зову крови Но меня звал отцовский долг, поэтому, бегло осмотрев Донифарс, мы уже минут через десять въезжали в лагерь экспедиции. После знакомства с присутствующими и сдачи провианта мы отправились на один из раскопов туда, где трудилась моя дочь. Встреча, радость, обмен новостями после долгой разлуки. А потом сам Начальник* провел экскурсию по раскопу. На площади порядка 600 квадратных метров были раскрыты несколько гончарных и металлургических мастерских, что делает этот комплекс уникальным не только в Осетии, но и на всем Северном Кавказе. Такого «города мастеров» (или более романтично «города колдунов») нигде просто нет. У Начальника об этом имеются такие строки: «Был город колдунов кобанцев мрачный город. Забыт давнымдавно стоит он под Лезгором. У горнов кузнецов стояли строем печки »

Легенда о Есе Канукове По преданию, кабардинский князь задумал захватить земли донифарсцев. На требование заплатить дань за семь лет Есе сказал: «Если князь добрый гость, с добрыми намерениями пришел, то донифарсцы окажут ему гостеприимство. Если же он пришел не как гость, то заключат его в подвал вместе с черными свиньями» (для мусульман нельзя придумать более позорного наказания). Утром, когда кабардинский князь совершал омовение, раздался выстрел, от которого вдребезги разлетелся его кувшин с водой. Князь послал узнать, в него ли целился Есе или в его кувшин (кумган). На что Есе ответил: «Спросите своего князя, что больше он или его кумган!» После этого князь решил не искушать судьбу снял осаду Донифарса и, пока был жив Есе, за данью больше не приходил. Огромное фитильное ружье, из которого стрелял Есе Кануков, еще лет десять назад можно было увидеть в Краеведческом музее Владикавказа. А до этого оно долгое время хранилось у потомков Канукова, которые стали мухаджирами, то есть переселенцами, уехавшими в XVIII веке в Турцию после окончательного присоединения Кавказа к России.

Не успели мы пересечь Урух по мосту, как тут же попали в пробку на подъеме, образовавшуюся из-за заглохшего дизельного Hunter. Джиперская солидарность одержала верх над моим желанием поскорее увидеть дочь, и мы взяли на буксир. Не скажу, что подъем до Донифарса дался легко. Дорога местами была мокрая от утреннего дождя, каменистая и скользкая, но резина класса Аll-Terrain отлично держала даже на самых крутых поворотах. На середине пути наш мотор начал греться, но к этому моменту мы прошли самые тяжелые и длинные подъемы. Чуть сбавив темп, вернули температуру в норму. Благодарные водитель и пассажиры УАЗа пытались пригласить нас в гости, но мы вежливо отказались, решив просто осмотреть Донифарс. Вплоть до конца ХVIII века это село играло важную роль в жизни Дигории, и именно здесь жил знаменитый осетинский герой Есе Кануков. Развалины башни, которую он построил, до сих пор возвышаются над селением.

После нескольких километров погода чудесным образом изменилась, и теперь уже солнце, а не свет фар стало освещать наш дальнейший путь. Мы проехали удивительно красивый Чертов мост (настоящее название Ахсинти хед), остановились около Святилища Святого Георгия, отдав тем самым дань осетинской традиции. Потом повернули на Донифарс, недалеко от которого и располагался лагерь экспедиции. Прямо как в песне: «Вот Дигорское ущелье, позади последний пост, расступились горы щелью между ними Чертов мост. Вот знакомая картина: поворот на Донифарс, дальше вверх по серпантину »

Мелкий, постоянно возобновляющийся после минутного затишья дождь закрывал серой пеленой оставшиеся за кормой нашего автомобиля Владикавказ, Михайловское, Архонскую, Ардон и Дигорию. И вот наконец позади станица Чикола, а в ней поворот на улице Сталина в сторону Дигорского ущелья.

Описывать горы занятие совершенно бесполезное. Даже фотографии, пусть самые высококлассные, никогда не передадут их удивительную красоту. Это под силу разве что Лермонтову или Толстому, а скромному труженику бездорожья остается только цитировать строки из бессмертных произведений: «О южные горы, отторгнут от вас, чтоб вечно их помнить, там надо быть раз »

По пути в лагерь Заехав во Владикавказ и пообщавшись с многочисленными родственниками и знакомыми, мы связались с лагерем экспедиции. В ходе беседы выяснилось, что ее участникам нужны сыр сулугуни, стеариновые свечи и соль, поэтому прежде, чем отправиться в горы, мы заглянули на богатейший владикавказский рынок, где не только выполнили просьбу археологов, но и сами основательно загрузились овощами-фруктами.

Знаменитые своим вниманием к иногородним машинам сотрудники ДПС Кабардино-Балкарской и СевероОсетинской республик не проявляли к нам никакого интереса, правда, до тех пор, пока мы не начали допускать незначительные нарушения ПДД. Так что вывод можно сделать один: не нарушайте и на вопрос, сколько денег оставил по дороге, сможете с легким сердцем ответить, что платили только за еду, топливо и ночлег.

О дороге на Кавказ, о трассах М4, а потом М29 написаны миллионы страниц и загружены гигабайты электронной информации. Имея уже достаточно большой опыт по части преодоления этого маршрута, замечу, что в 2009 году эпицентр строительной и соответственно «дэпээсной» активности переместился в Липецкую область и Ставропольский край. Знаки «Дорожные работы» и « Ограничение скорости до 30 км/ч» в изобилии украшали уже отстроенные участки, а доблестные борцы за безопасность дорожного движения, оснащенные самыми современными техническими средствами, просто заполонили все «искусственные и естественные укрытия на местности». Зато Краснодарский край, и особенно Ростовская область, приятно удивили резко уменьшившимся числом стражей порядка на трассах и более разумным сочетанием участков дорожных работ со знаками, ограничивающими скорость в диапазоне от 50 до 70 км/ч.

В путешествие мы отправились на проверенном «боевом коне» L200, подготовленном для экспедиций: в силовом обвесе ARB, на шинах Silverstone AT 117, с лебедкой Master-Winch 8288 и полной защитой днища.

Вот и пришло время снова ехать на Кавказ, в Северную Осетию. На этот раз мне представилась возможность, что называется, взглянуть изнутри на работу экспедиции под руководством известного исследователя древней Осетии Мошинского, а заодно проведать дочь, которая в этой экспедиции трудилась

Путешествие на раскопки в Северной Осетии

Дигорская баллада

Дигорская баллада : Путешествие на раскопки в Северной Осетии : Off-road drive

Комментариев нет:

Отправить комментарий