воскресенье, 10 февраля 2013 г.

спонсоры разных видов спорта

От редакции WK. Предлагаем нашим читателям статью Владимира Андреффа, профессора экономики университета «Сорбонна». Статья опубликована в начале 90-х., но все ее основные положения актуальны для нашей страны и поныне. Работа профессора Владимира Андреффа опубликована с незначительными сокращениями. Мы выделили наиболее «ударные», по нашему мнению, моменты. На фото спортсмены сборной Франции и Christophe Pinna неоднократный Чемпион Мира по каратэ WKF. Владимир АНДРЕФФ профессор экономики (Сорбонна) ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ Развитие спорта во Франции основано на смешанном частно-государственном финансировании. Отличительной чертой французской модели финансирования спорта является совместное управление государственными фондами с участием самого государства (министерство молодежи и спорта) и спортивного движения в лице Национального олимпийского и спортивного комитета, представляющего все спортивные федерации. Таким образом, французская модель организации спорта находится на полпути между американской моделью спорта, финансируемого по большей части частным сектором, и старой системой социалистических стран. Государственное финансирование спорта во Франции включает три составные: прямое государственное финансирование (центральное), косвенное государственное финансирование через Национальный фонд развития спорта, а также децентрализованное государственное финансирование через муниципалитеты и другие органы местного самоуправления (департаменты и районы, т.е. единицы территориально - административного деления). Во Франции 70-75 процентов бюджета министерства молодежи и спорта расходуются на спорт, остальное - на молодежь. Бюджетные инвестиции, выделяемые спортивным федерациям, составляют порядка 400 млн. фр. ежегодно: федерация футбола, насчитывающая наибольшее количество членов, получает 7,7 процента от общей суммы инвестиций, за ней следуют: легкая атлетика (5,5), лыжный спорт (5), ледовые виды спорта (4,7), плавание (4) и т. д., вплоть до айкидо (0,01 процента). Другие министерства также выделяют часть своего бюджета на спорт. Министерство образования оплачивает преподавателей физической культуры и спорта и финансирует их профессиональную подготовку. Его бюджет, выделяемый на спорт, равен 5,5 млрд. фр. (1990 г.). Министерство обороны израсходовало в том же году 110 млн. фр. на спорт, а остальные министерства - 140 млн. фр. (здесь наибольшая доля министерства почты и телекомуникаций, министерства транспорта и министерства сельского хозяйства). Сумма выделенных всеми министерствами средств составила, таким образом, 0,60 процента государственного бюджета. Национальный фонд развития спорта (ФНДС) был создан в 1985 г., он пополняется со специальных счетов государственного казначейства. По большей части это доходы от национальной лотереи и спортивной лотереи, а также городского тотализатора (ставки на скачках) и доходов от налога на напитки. Российское законодательство предусматривает также функционирование Национального фонда физической культуры и спорта, поэтому будет к месту привести дополнительные сведения о ФНДС. Спортивная лотерея (пари на результаты футбольных матчей) была введена во Франции в 1985 г. Ее доходы постоянно возрастали, что позволило фонду к 1988 году получить более 800 млн. фр., которые были распределены между финансированием спортивного строительства и субсидиями спортивным федерациям и клубам. Децентрализованное государственное финансирование в 1990 составило 25 млрд. фр. (4,4 млрд. дол.), то есть в 10 раз больше бюджета министерства молодежи и спорта и примерно втрое больше средств, выделенных другими министерствами. Из этих 25 млрд. коммуны (муниципалитеты) выделили немногим более 22 млрд. фр. Коммуны являются, таким образом, наиболее крупным государственным источником финансирования спорта. Источником бюджета коммун являются в основном местные налоги. С 1984 г. вследствие принятия закона о децентрализации,дающего районам больше административных и финансовых полномочий, районы постепенно начали финансировать спорт. Их примеру последовали департаменты. Бюджет, выделяемый на спорт органами местного самоуправления, за последние годы значительно возрос. Интересно отметить, что сегодня во Франции коммуны, департаменты и районы все в большей степени ведут себя как спонсоры: они финансируют спорт для повышения своего престижа в глазах местного населения и избирателей. В этих целях они финансируют прежде всего спорт высших достижений и крупные спортивные мероприятия, которые более заметны, чем массовый спорт, однако и последний ими не забывается. Значительная доля коммун в финансировании спорта объясняется тем, что французский спорт организован в основном вокруг клубов, работающих в каждой коммуне. Коммуны субсидируют находящиеся на их территории клубы, и прежде всего это относится к спортивному строительству, которое составляет около двух третей спортивного бюджета коммун. Из всех спортсооружений Франции две трети построены на средства местного бюджета. Большие города (Париж, Марсель, Лион) выделяют значительные средства нескольким спортивным клубам, обычно профессиональным, которые участвуют в крупных национальных и международных соревнованиях. Небольшие коммуны чаще выделяют средства на небольшие клубы и на развитие спортивного досуга. Частное финансирование спорта осуществляется тремя секторами экономики: семьями, через потребление спортивных товаров и услуг, телевидением через приобретение прав на трансляцию спортивных соревнований у их организаторов, предприятиями, которые используют спорт в рекламных целях, в частности, посредством спонсорства. Занимаясь спортом, семьи обычно приобретают спортивные товары, одежду, обувь и т. д. Занятиям спортом сопутствует употребление напитков, диетических продуктов, фармацевтических продуктов, посещение врачей и пр. Во Франции в сумме эти затраты достигают 21 млрд. фр. Очевидно, что в данном случае речь идет не только о косвенном финансировании спорта. Часть этой суммы так и не возвращается в сферу спорта, однако другая часть возвращается в экономику спорта по мере того, как предприятия, производящие все эти товары, делают им рекламу, используя спорт как основу своей рекламы или же спонсируют спортсменов, клубы и спортивные соревнования или, наконец, вкладывают средства в строительство и содержание частных спортивных сооружений. Занимающиеся спортом семьи также платят за членские билеты клубов и федераций. Считается, что 12 млн. членов спортивных клубов и федераций Франции приносят спорту ежегодно около 2 млрд. фр. дохода. Спортивные федерации пытаются привлечь также и тех, кто занимается спортом, не имея членского билета (число таких людей в последние годы растет), в том числе при помощи рекламных кампаний своего вида спорта. Стремясь увеличить количество членов, федерация тенниса несколько лет тому назад начала пропаганду на тему: "Наша цель - миллион членов федерации". А федерация лыжного спорта продает членский билет каждому, кто встает на лыжню на лыжных курортах, даже если он делает это только один раз в год. Семьи также платят за право доступа на некоторые спортивные объекты (бассейны, подъемники, теннисные корты, площадки для гольфа и пр.) и за частные услуги преподавателей и инструкторов спорта. Национальный институт статистики и экономических исследований утверждает, что в целом плата за доступ на спортивные объекты и частные уроки составляет 7,4 млрд. фр. (1992 г.). Семьи тратят деньги на билеты на стадионы, спортивные залы, где проводятся спортивные соревнования, что составляет свыше 1 млрд. фр. (1990г.). И, наконец, вклад семей - не финансовый, но очень существенный для работы всех спортивных организаций в целом (федерации, клубы, соревнования) - это добровольная, не оплачиваемая работа примерно одного миллиона человек в качестве спортивных руководителей и организаторов. Их вклад исчисляется приблизительно 300 млн. часов работы в год на спортивной ниве. Если это количество часов соотнести с минимальной заработной платой, мы получим около 15 млрд. фр., то есть сумму, в шесть раз превышающую бюджет министерства молодежи и спорта. Если суммировать весь прямой и косвенный вклад семей в спорт, это составит 31,5 млрд. фр. плюс 15 млрд., в которые оценивается безвозмездная работа, мы увидим, что семьи являются сектором, который финансирует развитие спорта в большей степени, чем коммуны. В рыночной экономике, даже при смешанной системе управления спортом, потребитель оплачивает часть потребляемой им спортивной практики и спортивных зрелищ. Наиболее зрелищные виды спорта получают также финансирование от телевидения, которое за приобретение прав на трансляцию платит спортивным организациям (клубам, федерациям и пр.), проводящим мероприятия, привлекающие значительное число телезрителей. В 1990 г. французские телеканалы заплатили 550 млн. фр. федерациям и клубам за трансляцию одних только национальных соревнований. СПОРТ И ТЕЛЕВИДЕНИЕ Во Франции экономические связи между спортом и телевидением стали интенсифицироваться с 70-х годов. Чем объясняется экономическое взаимопроникновение этих двух сфер? Главное объяснение в том, что спорт и телевидение имеют совпадающие экономические и финансовые интересы. Телевидение интересуется спортом, так как последний позволяет увеличить зрительскую аудиторию. Доходы телеканалов от рекламы зависят от степени популярности телепрограмм среди зрителей. С 1974 года три государственных телеканала начали конкурентную борьбу за доходы от рекламы, а это - борьба за аудиторию. Особенно конкуренция усилилась после 1984 года, когда появился первый частный телеканал, который очень много внимания уделял спорту. С тех пор конкуренция становится все более острой, поскольку увеличивается количество каналов: сегодня во Франции три государственных канала (из них один франко-немецкий) и три частных. И это не считая местных каналов, имеющих ограниченную аудиторию. Продолжительность телевизионных спортивных передач возросла с 232 часов в года в 1968 г. до 1875 в 1989 г. В 1990 г. из 40 наиболее популярных передач девять были трансляциями крупных спортивных соревнований. Наибольшее количество времени в сетке телетрансляции из всех видов спорта занимают футбол и теннис. Стратегия телеканалов основана на том, что некоторые спортивные передачи способны привлечь большую аудиторию: чемпионат мира по футболу. Олимпийские игры, теннисные турниры Ролан Гаррос и Уимблдон и т.д. Важно также, что стоимость производства спортивных передач зачастую меньше по сравнению с другими телепрограммами. С другой стороны, спорт заинтересован в телевидении как источнике финансирования. Телеканалы платят, чтобы обеспечить себе исключительные права на трансляцию того или иного спортивного соревнования. Увеличение стоимости прав на телетрансляцию усиливается растущей конкуренцией между французскими телеканалами, что выгодно спорту, получающему благодаря этому все больше денег. Телевидение финансирует таким образом развитие спорта, поскольку эти доходы идут спортивным федерациям и клубам. Некоторые спортивные соревнования существуют сегодня исключительно благодаря телевидению (например, матчи по боксу). Более того, присутствие телевидения привлекает спонсоров и рекламодателей, давая дополнительные доходы. Спортивное спонсорство позволяет предприятиям (спонсорам) представить свое имя (например, на форме спортсменов) по телевидению, что обходится им дешевле покупки такого же объема рекламного времени на телевидении. Наконец, телевидение играет роль пропагандиста спорта. Оно создает у населения интерес к спорту и иногда подталкивает к занятиям спортом или же рождает интерес к другим спортивным передачам. Все это основано на самоидентификации зрител

Финансирование спорта во Франции

ИНФОРМАЦИЯ - ПУТЬ К РАЗВИТИЮ

Мир каратэ : Финансирование спорта во Франции

Комментариев нет:

Отправить комментарий